Практика применения для проектирования бизнес процессов и информационных систем

Диаграммы для описания бизнес-процессов Автор: Волков Юрий Ольгердович, . А сейчас мы обсудим: Для наших последующих рассуждений важно уточнить, что мы говорим об описании не любых процессов, а именно процессов"уровня бизнеса", которые: В"разряд" бизнес-процессов не попадают, в частности, процессы, описывающие: Хочу сразу сказать, что текстовое и графическое представления не нужно рассматривать как взаимоисключающие альтернативы: С одной стороны, на диаграмме в принципе удаётся разместить существенно меньше информации, в т. А с другой стороны:

Объектно-ориентированное проектирование с

Клиент запрашивает требуемую сумму. Банкомат обеспечивает доступ к счету клиента. Банкомат выдает клиенту наличные. Тип Ссылки на другие варианты использования Включает в себя ВИ:

В верхней части диаграммы – активные объекты (и акторы) в виде прямоугольника.

Его авторы выделяют следующие типы диаграмм см. Типы диаграмм 2. Оставим в стороне тот факт, что английские названия некоторых типов диаграмм изменились, скажу лишь несколько слов о русскоязычной -терминологии. К сожалению, она не является устоявшейся: На всякий случай для всех терминов в тексте дается исходное, англоязычное название. Будем надеяться, что у читателя не возникнет в голове безнадежной терминологической путаницы. Описание нотации структурировано по разным типам диаграмм, хотя они и не являются строго обязательными.

Различные конструкции языка можно вставлять в разнотипные диаграммы. Например, экземпляры классов можно изображать на одной диаграмме с самими классами, и пакеты также могут показываться на диаграммах классов. Таким образом, границы между различными типами диаграмм размываются. Создание диаграмм того или другого типа - всего лишь наиболее устоявшийся, традиционный способ использования , не исключающий, однако, и других вариантов.

Система"Телефонная служба приема заявок" В дальнейшем в качестве примера будет использоваться система"Телефонная служба приема заявок". Далее будут приведены фрагменты этой системы, изображенные с помощью различных -диаграмм. Эти примеры будут снабжены некоторыми"сюжетами" - гипотетическими ситуациями процесса разработки, в которых могла появиться необходимость в создании этих диаграмм.

Проектирование ИС с использованием

И при этом каждый из перечисленных способов представления системы может содержать последовательности действий, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов. Вот здесь-то и выходят на сцену диаграммы деятельностей. Вообще говоря, любой элемент модели, имеющий динамическое поведение, может быть дополнен диаграммой деятельности - именно для уточнения этой самой динамики.

Или вы просто описываете бизнес-процессы с помощью диаграмм Записан. Реальность - это убийство прекрасной теории.

— унифицированный язык моделирования — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. является языком широкого профиля, это — открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой -моделью. был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования, в основном, программных систем.

Использование не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его также используют для моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур. позволяет также разработчикам программного обеспечения достигнуть соглашения в графических обозначениях для представления общих понятий таких как класс, компонент, обобщение англ. часто критикуется, как неоправданно большой и сложный.

Он включает много избыточных или практически неиспользуемых диаграмм и конструкций. Чаще это можно услышать в отношении 2. Так как определён комбинацией себя абстрактный синтаксис , языком описания ограничений — формальной проверки правильности и Английского подробная семантика , то он лишен скованности присущей языкам, точно определённым техниками формального описания.

Неточность описания самого одинаково отражается на пользователях и поставщиках инструментов, приводя к несовместимости инструментов из-за уникального трактования спецификаций. Проблемы при изучении и внедрении.

4.2.3. Пример -модели бизнес-системы

Описание Любые работы по автоматизации реального работающего бизнеса в чем-то похожи на оперативное вмешательство в живой организм. Ведь всегда есть риск, что истинные причины, из-за которых понадобилась автоматизация, были определены недостаточно точно. Или что внедрение автоматизированных функций не даст того прироста эффективности, на которую рассчитывал владелец бизнеса.

На рис. 1 представлен пример описания бизнес-процессов с использованием диаграммы деятельности (Activity Diagram) UML и Case Rational Rose.

Какой выбрать — решать вам. А я постараюсь объяснить, почему удобнее всего. 0 Итак, пройдемся вкратце по основным нотациям примерно в том порядке, в котором я их сам в свое время изучал и пытался применять. Это был период поиска, когда я сам лично строил эти модели, приносил их заказчикам и пытался объяснить, что они обозначают. Заказчики меня не понимали, я уходил, перерисовывал и приносил уже в другой нотации. Заказчики меня опять не понимали. Этот процесс был очень долгим, я вложил в него существенные деньги, но в результате выработал, как мне кажется, именно тот простой подход, который понятен и заказчикам, и разработчикам.

Первым делом мы рассмотрим диаграмму, построенную в нотации 0. Стрелочки слева — это входящие потоки. Стрелочки справа — исходящие потоки. Диаграммы в нотации 0 людям понять сложно, тем более что здесь еще важно, откуда входит стрелка — сверху или снизу. По моему опыту, управленцы не очень любят читать такие микросхемы и вникать в них. Для наших целей очень удобно, что в этой нотации можно изображать свои объекты метаданных и их связи с конкретным действием.

Язык . Руководство пользователя

На вкладке файл выберите команду Создать и откройте пустой схемы. Чтобы указать подсистемы на схеме вариантов использования Перетащите фигуру подсистемы на страницу документа. Подсистемы можно представить всей системе или основных компонентов. Дважды щелкните фигуру подсистемы, а затем введите новое имя и нажмите клавишу , чтобы удалить существующее имя.

Щелкните за пределами фигуры на странице документа.

Бизнес-блоги на Twitter BPM и IT, иформация для CIO. Теги: разработка ПО, uml, диаграмма последовательности, RUP.

В целях конкретизации задачи предполагается, что анализ и моделирование осуществляются с целью проектирования информационной системы поддержки реинжиниринга подобного вида организаций, которая должна использовать модель существующего бизнеса. Диаграммы выполнены с помощью инструментального пакета . Данная модель является -диаграммой прецедентов или вариантов использования, выполненной с учетом отношений расширения и использования между прецедентами.

Модель на рисунке 4. Пример модели информационного обеспечения бизнеса Для обеспечения более глубокого понимания процесса объектного моделирования рассмотрим модель компьютеризированной системы организации товарооборота и обработки платежей, используемой в современных магазинах. Данная система, именуемая обычно терминальной системой розничной торговли, представляет собой устройство для считывания штрих-кода, подключенное к компьютеру, на котором функционирует программное обеспечение решающие задачи оформления продажи, денежных расчетов, связи с базой данных по товарам и т.

Рассматриваемый пример с некоторыми исправлениями и уточнениями соответствует примеру, приведенному в работе [84]. Она показывает функции системы и взаимодействующих с ней людей акторов , потребности требования которых выражены с помощью указанных прецедентов. В отличии от примера в работе [84], покупатели не рассматриваются в качестве акторов для моделируемой системы по той причине, что они фактически не взаимодействуют с данной компьютерной системой.

Ошибочного назначения акторов легко избежать, если построение диаграммы прецедентов начинать с выявления реально взаимодействующих с моделируемой системой людей или других систем контекстных сущностей. При этом под взаимодействием следует понимать взаимодействие, которое может быть представлено в виде потока материальных или информационных элементов. Данное требование обусловлено тем, что только такое взаимодействие предъявляет к моделируемой системе реальные конкретные требования, в реализации которых и состоит процесс проектирования системы.

Данные диаграммы уточняют поток событий конкретного прецедента.

Ваш -адрес н.

Теперь самое время обсудить, как изображать бизнес-процессы на диаграммах рисунках , какую графическую нотацию выбрать и для чего можно использовать созданные диаграммы. Для наших последующих рассуждений важно уточнить, что мы говорим об описании не любых процессов, а именно процессов уровня бизнеса, которые: Без обратной связи модель постепенно все меньше соответствует своей реализации в Системе и поэтому становится неактуальной, а следовательно - ненужной.

В разряд бизнес-процессов не попадают, в частности, процессы, реализующие те или иные функции Системы на техническом уровне и включающие взаимодействие ее технологических компонентов серверов, баз данных, классов, объектов и т. Хочу сразу сказать, что текстовое и графическое представления не нужно рассматривать как взаимоисключающие альтернативы:

Основные типы UML-диаграмм, используемые в проектировании информационных Этапы проектирования ИС: моделирование бизнес- прецедентов.

В программировании так же. Лучше всегда обдумать реализацию до того, как вы потратите время на её исполнение. Часто приходится при реализации создавать классы, придумывать их взаимодействие. И часто визуальное представление этого может помочь решить задачу наиболее правильным образом. В этом нам и помогает . Как гласит Википедия, — это язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур.

Если посмотреть картинки в поисковых системах, то станет понятно, что это что-то про схемы, стрелочки и квадратики. Важно тут слово . То есть наши картинки поймём не только мы, но и остальные, кто знает . Такой международный язык рисования схем. Самое интересное, о чём не все задумываются или догадываются, имеет спецификации. Причём даже есть спецификация 2. Подробнее со спецификацией можно ознакомиться на сайте .

Собственно, эта группа и занимается разработкой спецификаций .

Рубрика: Язык описания бизнес-процессов

Жёсткого разделения между разными структурными диаграммами не проводится, поэтому данное название предлагается исключительно для удобства и не имеет семантического значения пакеты и диаграммы пакетов могут присутствовать на других структурных диаграммах. Диаграммы пакетов служат, в первую очередь, для организации элементов в группы по какому-либо признаку с целью упрощения структуры и организации работы с моделью системы. Диаграммы деятельности используются при моделировании бизнес-процессов, технологических процессов, последовательных и параллельных вычислений.

Аналогом диаграмм деятельности являются схемы алгоритмов по ГОСТ

Его также используют для моделирования бизнес-процессов, разные аспекты поведения системы;; Диаграммы UML сравнительно просты для чтения.

Визуализация бизнес-процессов учебной деятельности средствами -диаграмм Визуализация бизнес-процессов учебной деятельности средствами -диаграмм Аннотация В статье рассматривается системно-деятельностный подход формирования ИКТ компетенций педагогических работников в вопросах проектирования и графического представления бизнес-процессов образовательного учреждения. Современный этап развития российского образования определяется Законом об образовании и комплексом Федеральных государственных образовательных стандартов.

Новые стандарты для всех уровней образования и форм обучения определяют конкретные требования к результатам освоения основной образовательной программы. Основополагающими характеристиками дидактики нового образования названы личностная, метапредметная и предметная составляющие. Личностное направление рассматривает процесс обучения с нравственно-эстетической позиции и предполагает готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметная составляющая дидактической системы формирует способность учащихся к использованию межпредметных понятий в познавательной и социальной практике учащихся, что, в свою очередь, приводит к получению навыков самостоятельной работы в планировании и осуществлении учебной деятельности, а также к организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Развитие предметных компетенций позволяет сформировать у учеников целостное представление о мире и обеспечить их общеобразовательную подготовку в ходе получения новых знаний, освоения умений и приобретения навыков, специфических для данной предметной области. Более детальное знакомство с учебным предметом позволяет систематизировать знания по предмету, познакомиться с основами наук и способов действий, присущих данному учебному предмету, что позволяет ученикам определить область интересов для последующего профессионального образования.

Для совершенствования российской образовательной системы необходимо разностороннее профессиональное развитие учителей, в том числе и в области информационно-коммуникационных технологий ИКТ. Знакомство учителей с современными технологиями, используемыми в разных сферах информационного общества, позволит повысить их профессионализм и адаптировать к новым реалиям. Понятие бизнес-процесса, пришедшее из сферы экономики, активно используется во многих областях современной действительности, в том числе и в образовании.

Под бизнес-процессом подразумевается любой процесс, приводящий к определенному результату. Каждый бизнес-процесс начинается со спроса потребителя и заканчивается его удовлетворением. Моделирование и построение бизнес-процесса позволяет исключить любые необязательные или лишние активности, структурировать информацию о некотором объекте и определить пути оптимизации проектируемого процесса.

Моделирование на UML (Иванов Д.Ю., Новиков Ф.А., 2014 г.)